Информатика 1-4 класс
Программа по информатике для 1–4 классов, разработанная международной школой математики и программирования «Алгоритмика», соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также требованиям к результатам освоения основной программы начального и среднего общего образования (личностным, метапредметным и предметным). При разработке данной программы учитывались особенности восприятия, познания, мышления, памяти детей в зависимости от их возраста, темпа развития и других индивидуальных различий.
Первые ступени обучения являются фундаментом для дальнейшего образования. На данном этапе начинается формирование навыков будущего, необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе. В связи с этим программа для начальной школы по информатике, предложенная «Алгоритмикой», во многом нацелена на развитие базовых навыков программирования, критического мышления в рамках решения проблем цифровой грамотности учащихся. Ученики реализуют совместные проекты (разработка игр, участие в соревнованиях), в рамках которых они учатся навыкам командного взаимодействия. Кроме того, создание таких проектов и решение нестандартных творческих задач, презентация своих работ перед одноклассниками формируют навыки коммуникации и креативного мышления. Всё это готовит ребёнка не только к настоящему, но и к будущей успешной адаптации в обществе цифровой экономики.
Курс для 1 класса — подготовительный. Его задача — пробудить у первоклассников интерес к программированию, помочь им добиться первых успехов в написании кода и заложить базу для изучения основ программирования во 2–6 классах.
Выполнение заданий в курсе напоминает по своей форме прохождение компьютерной игры, усвоение новых понятий интуитивно. Это не требует от учеников вербализации, а среда программирования максимально визуальна и позволяет успешно работать ученикам со слабым навыком чтения. Кроме того, ученики получают первые навыки печати, выполняя задания на клавиатурном тренажёре, разработанном в игровом формате.
В результате работы по курсу учащимися должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
1) усвоение базового понятийного аппарата (алгоритм, программа, цикл, исполнитель и т. д.);
2) получение навыка ввода текста с помощью клавиатуры;
3) формирование и развитие навыка составления блок-схем линейных и циклических алгоритмов;
4) знакомство с виртуальной средой программирования через приложение Scratch;
5) формирование и развитие навыка создания простых мультфильмов и игр при помощи визуальной среды программирования Scratch.
Курсы для 2 и 3 классов будут реализованы абсолютно идентичными курсами. Возрастные отличия детей в данных классах небольшие, входные знания, по сути, одинаковы.
Задачи данного курса — сформировать у учеников базовые навыки работы на компьютере, дать представление об устройстве компьютера, заложить основы алгоритмического мышления, развивать формирующееся у учеников 8–9 лет логическое мышление.
В этом курсе ученики научатся работать с файловой системой компьютера, работать с меню программ и операционной системы. Ученики освоят программы с простым интерфейсом: текстовый редактор «Блокнот» и графический редактор Paint. Отдельный модуль в середине курса посвящён основам логики и алгоритмов. Ученики выделяют различные признаки предметов и сравнивают их между собой, классифицируют предметы по заданным правилам, определяют истинность простых высказываний, составляют простые программы для исполнителя.
На протяжении второй половины курса ученики наряду с освоением новых тем выполняют задания на закрепление этих навыков.
В результате работы по курсу учащимися должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
1) формирование представления об информации и
информационных процессах;
2) усвоение и применение базовых навыков работы с ПК
и ПО (работа с файловой системой компьютера, с меню программ и операционной системы Windows);
3) знакомство с разными видами информации (текстовая,
графическая, числовая, видео, аудио) и инструментами для работы с ней («Блокнот», PowerPoint);
4) формирование и развитие навыка составления блок-схем
линейных, условных и циклических алгоритмов;
5) выделение, сравнение и классификация признаков
предметов, определение истинности утверждений.
Курс 4 класса также начинается с вводного модуля, задача которого — дать ученикам знания и умения, необходимые для успешной работы в течение года: представление об информации и информационных процессах, базовые навыки работы с файловой системой и компьютерными программами.
В отличие от курса 2–3 класса, в этом курсе вводный материал даётся в более сжатой форме и с небольшими дополнениями. При переходе учеников из 3 в 4 класс данный модуль выполняет роль вводного повторения.
Освоение темы «Алгоритмы» происходит на более сложном уровне: ученики составляют и анализируют блок-схемы, составляют и
анализируют циклические алгоритмы. Дети знакомятся со средой
программирования Scratch, составляют в ней простые программы. Объём изученных команд позволяет создать несложную анимированную открытку.
В этом курсе, в отличие от курса 2–3 класса, предпочтение отдаётся не графическому редактору, а редактору презентаций. Редактор презентаций позволяет ученикам работать одновременно и с графической, и с текстовой информацией; позволяет получить практический навык создания презентаций, который будет применён и на других школьных предметах при выполнении подготовки докладов и выступлений. Ученики будут работать с редактором презентаций с 4 по 6 класс. Освоение этого инструмента основано на принципе спирального обучения, при котором ученики возвращаются к изученной теме через определённый промежуток времени, чтобы освоить её на более продвинутом уровне.
В 4-м классе ученики знакомятся с базовым функционалом редактора презентаций: создание и оформление слайдов по заданным правилам, добавление и обработка изображений. В курсе 5–6 класса ученики будут решать более сложные задачи по работе с информацией в редакторе презентаций.
В результате работы по курсу учащимися должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
1) формирование представления об информации и информационных процессах;
2) усвоение и применение базовых навыков работы с ПК и ПО (работа с файловой системой компьютера, с меню программ и операционной системы Windows);
3) формирование и развитие навыка составления и анализа блок-схем линейных, условных и циклических алгоритмов;
4) знакомство с виртуальной средой программирования через приложение Scratch;
5) формирование и развитие навыка создания простых интерактивов помощи визуальной среды программирования Scratch;
6) формирования развития навыка создания мультимедийных объектов, текстовых документов и презентаций;
7) знакомство с базовым функционалом редактора презентаций.
Тенденции развития школьной информатики в условиях цифровой трансформации образования
Ютуб-канал «Босова.Информатика»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика» 1-4 класс
Приказ по МБОУ «Шаховская СОШ» от 01.09.21г №147 О внесении изменений в ООП НОО